index.1.jpg (3032 bytes) Центр стратегических исследований и реформ (CISR)


Молдова 2005: вызовы для развития стабильной, безопасной и конкурентоспособной экономики

XV Экономический форум
(Польша, Криница, 7-10 сентября 2005 г.)


Двадцать пять лет назад здесь в Польше, «Солидарностью» был подан ясный сигнал о неблагополучии в политической и экономической системе «реального социализма». Последовавшие затем «перестройка» в СССР, крушение берлинской стены, политическая трансформация в Центральной и Восточной Европе, а также на Балканах – все это открыло путь для демократии и рыночных реформ и на пост-советском пространстве. 

Республика Молдова, как и другие союзные республики получила – в результате распада СССР – международно признанную независимость. И первое десятилентие своей новейшей истории, - 90-е годы – она посвятила, в основном, становлению государственности, макроэкономической стабилизации и адаптации экономики к рынку, демократизации общественной жизни. Наконец, в 2000 г. в стране возобновился экономический рост, а в 2003 г. Молдова «провозгласила путь европейской интеграции в качестве общенациональной стратегии» и приступила к реализации Плана действий РМ-ЕС. 

Экономический компонент – важнейшая составная часть Плана действий ЕС-Молдова. Его реализация – и это важно – совпадает по содержанию и срокам со среднесрочной Стратегией экономического роста и преодоления бедности, согласованной Правительством РМ с МВФ, Всемирным банком и донорскими организациями. 

Повышение стабильности экономического роста, нейтрализация рисков (энергозависимость, узость экспортной базы, разделенность страны, бедность и новое социальное неравенство) и повышение конкурентоспособности экономики – ключевая задача экономической политики в Молдове. И Правительство это понимает, признав в Стратегии экономического роста и преодоления бедности (2004), что и после 15 лет перехода к рынку «качество экономического роста в Молдове характеризуется сохранением деформированной структуры экономики, моноструктурностью экспорта и низким уровнем инвестиций в основной капитал. Такая парадигма экономического роста не может служить основой устойчивого развития, необходимого для снижения уровня бедности. 

Предстоит осуществить переход от модели роста, основанного на притоке доходов трудовых мигрантов и потреблении, к модели сбалансированного роста, где акцент делается на привлечении инвестиций, импортозамещении, расширении экспорта. Изменение парадигмы и качества роста требует мобилизации новых источников и факторов роста…» (См. www.scers.md) 

Решить эту задачу непросто. В известном смысле, Молдова сейчас продвинулась дальше в достижении первого Копенгагенского критерия («демократический строй государства»), чем второго критерия – «функционирование конкурентоспособной рыночной экономики». Если использовать рейтинги экспертных оценок положения дел в экономике РМ по шкале ЕБРР, то очевидно, что «рыночность» экономики Молдовы менее явно выражена, чем у ее соседей и основных торговых партнеров: 

                  

Примечание: Оценки показателей даются по бальной шкале в диапазоне от 1 до 4+, где 1 характеризует полное отсутствие процесса перестройки жестко построенной плановой экономики, а 4+ свидетельствует о достижении действующих в промышленно развитых странах стандартов рыночной экономики. Стрелки ↑↓ показывают изменение отраслевых данных. (ЕБРР: Доклады о процессе перехода, http://www.ebrd.com/pubs/tr/index.htm).


Для Молдовы смена парадигмы экономического роста означает переход от пост-кризисного роста к росту инвестиционному, что реализовать непросто. С одной стороны, государство (Правительство) нуждается в росте и хочет получить от него максимально возможные политические и социальные дивиденды здесь и сейчас. С другой стороны, наличие рисков, среди которых и сохранение недоверия между основными участникам экономического процесса – государством, собственниками, наемными работниками, плюс отсутствие у всех необходимой «кредитной истории» обусловливает выжидательную позицию бизнес-сообщества.

Среди рисков и угроз для стабильного и безопасного экономического роста отметим:

·          качество, структура роста ВВП. В приросте ВВП 2004 года доля реального сектора относительно невелика (промышленности, например, всего 0.9%, в 2003 – 2.8%). Большая же его часть формируется в сфере услуг, из импортных операций, с помощью банковских кредитов и т.п. Увеличение ВВП при такой его структуре вовсе неоднозначно увеличению реальных ресурсов;

·          высокая (на 90%) зависимость Молдовы от импорта энергоресурсов (между тем, удорожание 1 барреля нефти на 10 USD приводит к снижению темпов экономического роста приблизительно на 0.5%);

·          неудовлетворительное состояние предпринимательской среды, что проявляется в недостаточных объемах экспорта, неопределенности в настроениях иностранных инвесторов, замораживании приватизации и сохранении обширного сектора теневой экономики;

·          критическое состояние платежного баланса страны по причине почти 2-х кратного превышения импорта над экспортом - подпитка страны денежными переводами граждан РМ, работающих за рубежом – более 700 млн. долл. США в 2004 г. выручает лишь частично;

·          высокий внешний (1.9 млрд. USD) и увеличивающийся внутренний (3.7 млрд. леев) долг;

·          затянувшаяся территориальная расчлененность страны (фактор Приднестровья). Между тем, согласно оценкам экспертов Всемирного экономического форма каждый год конфликта приводит к ежегодным потерям около 2.2% роста.  


Готовность отечественного бизнеса к развитию является критически важной для экономики Молдовы поскольку, иностранный капитал приходит только на фоне широкой инвестиционной активности местных инвесторов. Тот факт, что Молдова по-прежнему остается страной с низким объемом иностранных инвестиций в расчете на душу населения – 44 USD (2004 г.), отнюдь не воодушевляет ни Правительство, ни бизнес-сообщество.  

Пока же, и молдавский, и зарубежный инвестор реагирует на большинство призывов к активизации выжидательно. Главная проблема – неясность ориентиров относительно «правил игры», по которым будут развиваться отношения государства и бизнеса. Для бизнеса важны практические действия власти, и именно за ними бизнес наблюдает особенно пристально. Наблюдает и выжидает... 

Необычность нынешнего пост-кризисного роста в Молдове состоит в том, что рост этот (фиксируемый по динамике ВВП и потреблению) имеет место при сокращении занятости! Так при том, что за 1999-2004 гг.  среднегодовой темп прироста ВВП составил 5.6%, это не только ни привело к повышению спроса на рабочую силу, но количество занятых в экономике даже уменьшилось (среднегодовой темп снижения занятости за этот же период – около 2%). Отметим, что большинство бедных в Молдове – это «работающие бедные»: согласно оценке Всемирного банка ¾ работающих в Молдове являются бедными - то есть во многих случаях и работа не спасает от бедности. 

Демографические прогнозы, как и в других странах этого региона (Украина, Болгария), также неутешительны. Похоже, что 2003 год был последним годом увеличения в Молдове населения трудоспособного возраста, в дальнейшем абсолютное количество людей могущих работать будет сокращаться. В 2010 г. прирост трудовых ресурсов составит не более 9 тысяч человек, а в 2015 г. ожидается отрицательный прирост минимум 20 тысяч человек. Прибавим к этому постоянно увеличивающейся отток рабочей силы (наиболее квалифицированной и наиболее мобильной) за рубеж и потерю работников от длительной безработицы: утрата квалификации наступает в среднем через год вынужденного безделья и безуспешных поисков работы (сегодня в республике средняя продолжительность безработицы - 23 месяца). Кроме того, остро не хватает людей, умеющих работать качественно. Сейчас в Молдове устойчивая безработица сосуществует с дефицитом квалифицированной рабочей силы, а это осложняет готовность страны к переходу к инвестиционной парадигме экономического роста.  

Итак, Республике Молдова, декларирующей приверженность принципам европейской интеграции, предстоит – наряду с демократизацией государства и общественной жизни – осуществить модернизацию экономики. И не просто «достигнуть ВВП уровня 1990 года», но трансформировать институциональную систему, структуру реального сектора и адаптировать социальную сферу так, чтобы они вполне обеспечивали жизнеспособность Молдовы, как европейского государства – по конкурентоспособности ее экономики и уровню жизни населения. 

Ограниченность ресурсов страны предопределяет необходимость использования ее геоэкономических преимуществ (на стыке Центральной Европы, Балкан и СНГ) и богатства ресурсов агро-промышленной сферы. Наряду с этим необходимо привести в действие относительно некапиталоемкие факторы роста. Среди них:

·          осуществление мер по сближению молдавского законодательства в его ключевых областях с законодательством Евросоюза;

·          нормализация отношений между государством и частным сектором, улучшение бизнес климата (конкуренция, налоги, регуляторные меры), включая инвестиционный климат, как для иностранных, так и для национальных экономических агентов;

·          легализация теневой экономики в сочетании с преодолением (недопущением) «захвата государства» группами элиты, преследующими собственные интересы;

·          создание «полюсов роста» на базе свободных экономических зон, производственных и инфраструктурных комплексов, а также группы из 7-10 городов – региональных центров;

·          активизация рынка труда, расширение занятости для трудоспособных и усиление целевого характера социальной помощи государства для тех, кто нуждается в ней.  


Одновременно с мерами «ближнего действия» - по ходу накопления ресурсов, знаний и опыта - на долгосрочной основе должны осуществляться более глубокие, кардинальные изменения:

·          структурный сдвиг в обрабатывающей промышленности в пользу трудоемких и нематериалоемких производств;

·          реконструкция аграрного сектора и социальное оздоровление сельской среды;

·          наращивание экспортного потенциала, диверсификация экспорта и поиск новых рынков;

·          аккумулирование внутренних сбережений и содействие притоку в Молдову капитала и новых технологий из богатых капиталом стран;

·          увеличение инвестиций в человеческий капитал. Образование и профессиональная подготовка должны субсидироваться государством. Аналогично – сфера НИОКР и информационных технологий, которую следует рассматривать как особый вид капитала.  


Весьма значимым для Молдовы является также улучшение институциональной среды – качества государственного менеджмента и защиты прав и свобод граждан. Мировой опыт показывает, что политически открытые общества, в которых соблюдаются нормы закона, пресекаются авторитаризм и групповые интересы, защищается право собственности, и обеспечивается рыночное распределение ресурсов – именно такие общества стабильны и развиваются эффективнее обществ, где экономические и личные свободы ограничены.
 

Приложение 

Динамика макроэкономических показателей ряда стран, 2000-2004 гг..

 

Молдова

Россия

Румыния

Украина

Польша

 

Реальный ВВП (% изменения)

2000

2.1

10.0

2.1

5.9

4.0

2001

6.1

5.1

5.7

9.2

1.0

2002

7.8

4.7

5.1

5.2

1.4

2003

6.6

7.3

5.2

9.6

3.8

2004

 7.3

7.1

8.3

12.1

5.4

 

Инвестиции (% изменения)

2000

-0.7

18.1

4.6

12.4

2.7

2001

5.2

10.3

6.6

6.2

-9.8

2002

11.1

2.8

8.3

3.4

-5.8

2003

7

12.9

9.2

15.8

-0.9

2004

 8

10.8

10.1

11.0

9.4

 

Индивидуальное потребление (% изменения)

2000

27.6

7.1

0.2

2.3

2.7

2001

6.1

9.9

6.4

9.0

2.0

2002

5.9

8.7

3.0

9.0

3.3

2003

18.5

7.2

7.1

12.1

3.1

2004

 6.9

11.3

10.8

12.5

3.2

 

Текущий счет (% к ВВП)

2000

-8.2

18.0

-3.6

4.7

-6.1

2001

-2.6

11.1

-5.8

3.7

-3.9

2002

-4.0

8.4

-3.4

7.5

-3.6

2003

-6.6

8.3

-6.1

5.8

-2.2

2004

-4.4

10.0

-7.5

10.3

-1.5

Источник: New Europe: Report on Transition, Institute of Eastern Studies (Warsaw)
                    
Данные 2004г. для Молдовы: Национальное статистическое бюро и НБМ