index.1.jpg (3032 bytes) Очерк 8 – август 2005                                                           CISR/ADEPT, www.e-democracy.md 

Экономика Приднестровья: региональное измерение
Галина Шеларь

Пятнадцать лет «автономного» существования и развития Приднестровья являют собой ситуацию, когда, возникнув как феномен локального противостояния Молдовы и Приднестровья, он все больше выходит за рамки их двусторонних отношений – политических, экономических и иных.

 

Традиционно, международное сообщество (Европа, США, СНГ, прежде всего Россия и Украина) участвует и пытается содействовать реинтеграции Молдовы через политическое урегулирование этого «замороженного» конфликта, но при этом его экономическая составляющая, обычно остается в тени. Не стала исключением и принятая в начале июля 2005 г. Парламентской Ассамблеей ОБСЕ резолюция по Молдове, призвавшая «все заинтересованные стороны, особенно парламент и правительство Молдовы, а также Верховный совет и власти Приднестровья и правительства Российской Федерации и Украины, возобновить совместно с ОБСЕ в духе доброй воли серьезные переговоры в целях поиска долгосрочного решения проблемы, связанной со статусом Приднестровья». Между тем, новые вызовы, события и решения последних лет (2000-2004), проявившиеся, прежде всего, в обострении экономических взаимоотношений между Молдовой и Приднестровьем (т.н. «экономическая блокада», активизация приватизационных процессов и их легитимности с точки зрения Молдовы, автономизация инфраструктуры региона), вновь и явно выдвинули экономическую составляющую «приднестровского вопроса» на первый план. И именно этот компонент однозначно выводит проблему Приднестровья на авансцену, придает ей региональное измерение.

 

Особо отметим, что молдо-молдавские (РМ-ПМР) отношения за последние 15 лет, после 1990 г, менялись в диапазоне от «делайте что хотите – торгуйте с кем хотите» (в т.ч. через легализацию внешнеторговой деятельности ПМР с помощью таможенных печатей Республики Молдова) до регулярного прессинга и усложнения экспортно-импортных процедур для приднестровских предприятий. Парадоксально, но точкой отсчета в переходе к сегодняшнему экономическому противостоянию Молдовы и Приднестровья стало вступление в 2001 г. Республики Молдова в ВТО (замена таможенных печатей), а предполагаемое в 2005 г. вступление в эту же организацию России и Украины – стран-гарантов и основных торговых партнеров и РМ и ПМР – рассматривается как весомый фактор, который может ускорить достижение приемлемого компромисса в достижении приднестровского урегулирования. Важно и то, что и Молдова, и Россия, и Украина вовлечены в «политику нового соседства» ЕС, являются членами региональных организаций: Черноморское экономическое сотрудничество, Центрально-Европейская инициатива (Молдова, Украина).

 

Из этого следует, что не только Республика Молдова и Приднестровье, но и Украина, Россия, Европейский Союз и США заинтересованы (или должны быть заинтересованы) в скорейшем и конструктивном решении «приднестровского вопроса».

 

Такая заинтересованность подтверждается и тем, что сегодня Приднестровье торгует практически со всеми странами СНГ, большинством стран Европейского Союза и даже Австралией и Новой Зеландией, африканскими странами (Алжир, Египет, Тунис, Марокко, ЮАР). «Мятежному» региону удалось наладить достаточно устойчивые и, что немаловажно, надежные связи с торговыми партнерами не только из стран СНГ (Молдова, Россия, Украина), но и с европейскими странами (Германия, Италия и Румыния). При этом механизмы найдены такие, что на выполнение взаимных обязательств практически не влияют внешние факторы и ограничения.

 

В последнее пятилетие состоялся и «прорыв» приднестровского экспорта в Европу, прежде всего в страны Евросоюза, доля которых в совокупном экспорте ПМР весьма впечатляюща: 2000 г. – 19.3%, 2001 г. – 23.4%, 2002 г. – 34.0%, 2003 г. – 32.2% и 2004 г. – 33.3%. При этом, в Республике Молдова доля экспорта в страны ЕС в этот же период была меньшей: 2000 г. – 21.7%, 2001 г. – 21.3%, 2002 г. – 22.3%, 2003 г. – 26.7% и 2004 г. – 30.1%. Следует, конечно, учитывать различие структуры экспортной базы Молдовы (70% ее – это продукция пищевой и легкой промышленности) и Приднестровья (металлопрокат – 60%, машины и оборудование, текстиль).

 

Гео-экономическое положение Приднестровья (близость к Балканам, Дунаю и Одессе – Ильичевску, крупнейшему торговому порту на Черном море) определяет специфику региона как традиционно транзитного, причем в этом транзитном коридоре, его экономической составляющей, заинтересованы все страны региона: Россия - исходя из выгод транзита через него газа и электроэнергии (в т.ч. от Молдавской ГРЭС, принадлежащей ныне компании «Nordic Oy/РАО ЕЭС»), Украина - от высокорентабельного производства и экспорта металлопроката (c 2004 г. австрийско-украинская компания «Hares Group» является собственником Молдавского металлургического завода), Европейский Союз – через Дубоссары намечен IX трансевропейский транспортный коридор.

 

Другой, не менее важный и очень чувствительный как с экономической, так и с политической точки зрения, «нервный узел» региональных интересов - это приднестровская приватизация, к которой все шире привлекаются иностранные и местные (приднестровские) инвесторы.

 

Расширение присутствия иностранных компаний – новых собственников предприятий в Приднестровье – привносят новый и весьма важный компонент в мозаику приднестровской ситуации, и значимость его во времени будет только увеличиваться. Сейчас, именно иностранные инвесторы на деле способствуют восстановлению экономического единства двух субрегионов Молдовы, инвестируя в профильные предприятия на обоих берегах Днестра: Торговый дом «Арома» (Россия) – винодельческая промышленность, ПО «Салют» (Россия) – приборостроение, группа компаний WJ (США) – производство растительных масел.

 

Справочно: из 37 предприятий – объектов «большой» приватизации в Приднестровье 11 – это собственность внешних инвесторов, в том числе Россия (4), страны ЕС (4) и США (2).[1]

 

Бизнес-сообщество Молдовы, по причинам отнюдь не экономическим, за приватизацией лишь наблюдает и официально в ней не участвует.[2] Между тем, «подключение» (участие в приватизационных конкурсах) к этому процессу экономических субъектов (юридических и физических лиц) правобережья могло бы на практике содействовать экономической реинтеграции, поскольку:

·         обеспечивается свободное движение капитала,

·         улучшается привлекательность Молдовы, как для населения Приднестровья (Молдова инвестирует, а не «берет в свои руки наиболее привлекательные предприятия левобережья»[3]), так и для иностранных инвесторов,

·         создается возможность возвращения молдавского бизнеса и товаров на приднестровский рынок,

·         сокращается сфера использования теневых и криминальных бизнес-схем, а значит и масштабы теневой экономики в целом.

 

Отметим также, что присутствие иностранных инвесторов в Приднестровье выводит и «таможенный конфликт» за рамки локального: усложнение экспортно-импортных процедур отражается на всех предприятиях левобережья.

 

Еще один, очень важный аспект – это попытки раздела и формирования в ПМР «собственной» независимой от РМ инфраструктуры: транспорт, в том числе и железная дорога, телекоммуникации, газоснабжение и др.

 

Экономическая неэффективность такого подхода для обеих сторон очевидна: крайне ограниченные финансовые ресурсы (Молдова беднейшая страна в Европе) используются для «нейтрализации» ущерба от взаимного дистанцирования. Молдова – срочно восстанавливает железнодорожную ветку Ревака-Кайнары, а Приднестровье пытается наладить движение на «своем» участке железной дороги и объявило о намерении включить его в государственную программу приватизации. При этом, государственная компания «Железная дорога Молдовы» завершила 2004 г. с убыткам, и лишь в этом году надеется адаптироваться к работе в новых условиях. В свою очередь, национальная железнодорожная компания Украины несет немалые убытки из-за невозможности использовать железнодорожный узел Кучурганы (в техническую реконструкцию которого украинской стороной вложено более 2 млн. долларов США). По оценкам экспертов, Приднестровье также недополучит в бюджет около 2 млн. долл. США.

 

Но помимо этого «локального ущерба» важным является нарушение традиционных транзитных грузопотоков и региональных транспортных увязок. Перенаправление грузо-пассажирских потоков в обход Приднестровья не только увеличивает время в пути (дополнительные 500 км), но в будущем может значительно ухудшить транзитный потенциал всей Молдовы. Начало уже положено: с 1 марта 2004 г. пассажирский поезд сообщением Киев - Черновцы следует в обход территории Республики Молдова. Не исключено, и грузопотоки из СНГ пойдут в Дунайско-Карпатский регион и Балканы не через Тирасполь-Джурджулешты, через Чоп в Закарпатье.

 

Полагаем, что на нынешней, во-многом, переломной стадии урегулирования «приднестровского вопроса» игнорирование его экономической составляющей будет лишь отодвигать и дальше нахождение взаимоприемлемого политического решения проблемы. А значит, при формулировании и принятии политических решений жизненно важным является учет экономических интересов как Республики Молдова и Приднестровья, так и их партнеров. К этому выводу, наконец, приходят и международные эксперты: «Программа реконструкции для Приднестровья, которая подлежит внедрению после заключения соглашения об окончательном урегулировании, должна быть детально расписана и явиться достоянием широкой общественности. Более того, жители Приднестровья должны быть уверены в том, что они смогут заниматься законным предпринимательством и что регион сохранит свою собственность и справедливую долю доходов, собираемых на его территории.»[4]


 

[1] Газета «Приднестровье», 03.06.2005

[2] По сообщению информационного агентства «Ольвия-пресс» (16.11.2004) 100%-й пакет государственных акций ЗАО «Тираспольский мясокомбинат» общей стоимостью 456 тыс. руб. был продан иностранному инвестору – обществу с ограниченной ответственностью «Лендергрупп». По некоторым сведениям, ООО «Лендергрупп» зарегистрировано в Республике Молдова

[3] Молдова: Легких решений нет, Доклад № 147 МГПК Европа, International Crisis Group, Брюссель 12.08.2003, стр. 25

[4] Там же, стр. 33