index.1.jpg (3032 bytes) Очерк 6 июнь 2004                                                                         CISR/ADEPT, см.: www.e-democracy.md

Занятость – ключевая проблема
Галина Шеларь

Один из спорных вопросов, широко обсуждаемых сейчас – это экономический рост: его качество, источники, темпы и устойчивость. В дискуссию вовлечены политики, экономисты, журналисты. Обсуждаются проблемы экспорта-импорта, денежных переводов мигрантов др. 

В тени, однако, остается ключевой вопрос – занятость населения. 

Проблема использования трудовых ресурсов остается острой и требует неотложного решения.  

Произошедшие экономические преобразования, изменения структуры собственности привели и к переменам в сфере трудовых отношений и занятости населения. В Молдове на первом этапе экономических реформ, рынок труда отреагировал на резкий спад производства не ростом высвобождения занятых, а снижением средней заработной платы. Так, в 1996 году по сравнению с 1990 г. объем ВВП снизился на 63%, размер зарплаты – на 80%, а число занятых в экономике – только на 20%. Тогда же сформировался и внушительный теневой сектор, в котором процветала и откровенная теневая занятость – отсутствие юридически оформленных отношений между работником и работодателем. 

То обстоятельство, что на протяжении последних лет экономический рост в Молдове составлял 6-7% в год, заметно ситуацию на рынке труда это не улучшило. Увы, утверждения о том, что экономический рост автоматически устранит все социальные деформации это не более чем иллюзия, от которой следует освобождаться.  

Существенное увеличение объемов производства не только ни привело к повышению спроса на рабочую силу, но число занятых в экономике даже несколько уменьшилось, а число безработных увеличилось.  

 

При этом, даже работающий человек по существу является полубезработным: в 2003 году средняя зарплата была лишь на 34% выше прожиточного минимума и составляла чуть больше 70% минимального потребительского бюджета.  

В определенной степени это может быть объяснено, «недозанятостью»: работающие не полный рабочий день и находящиеся в административных отпусках (5-6% от общего числа занятого населения) и, на что хочется обратить особое внимание, неэффективным использованием рабочей силы: ситуация, когда и обязанности и заработная плата «делятся» между работниками. 

Неформальный сектор на рынке труда также отнюдь не исчез, он просто приспособился к новым реалиям: теперь заключаются контракты, но они зачастую носят условный, формальный характер. Реальные же отношения строятся по принципу «как договоримся». 

Такие маргинальные формы отношений на рынке труда приобрели довольно устойчивый характер. И, строго говоря, нет оснований считать, что они вообще в обозримом будущем будут полностью устранены.  

Думается, эта и есть та цена, которую заплатил наш рынок труда за десятилетие не очень внятных реформ. 

И еще об одной иллюзии: все зависит от инвестиций, начнут инвестировать средства в экономику – и тут же все у нас получится, рост станет устойчивым, начнется всеобщее оживление и прочая благодать. 

Бесспорно, инвестиции нам нужны – рабочая сила идет туда, куда идет производственный капитал. И в последние годы Молдова является наглядным тому подтверждением. Почти каждая третья семья сегодня имеет собственного «представителя» за рубежом. В 2003 г. около 280 тысяч наших сограждан зарабатывали на жизнь за границей (данные обследования бюджетов домашних хозяйств). Постепенно, и это естественно, происходит ментальная переоценка - не «жить ради работы», а «работать ради жизни». 

И здесь возникает вопрос, готов ли наш рынок труда к притоку инвестиций? Однозначного ответа на него, к сожалению, нет. Уже сегодня существует такой феномен: устойчивая безработица сосуществует с дефицитом рабочей силы. Скажем переизбыток менеджеров и юристов, а требуются слесари и токари. Оказывается нужны не просто работники, а работники определенных профессий, определенной квалификации, определенных навыков. А сегодняшний рынок труда зачастую не успевает за реальными потребностями экономики.  

Демографические прогнозы также неутешительны. Похоже, что 2003 год был последним годом увеличения населения трудоспособного возраста, в дальнейшем абсолютное число людей могущих работать будет сокращаться. В 2010 г. прирост трудовых ресурсов составит не более 9 тысяч человек, а в 2015 г. ожидается отрицательный прирост минимум 20 тысяч человек. (Расчеты очень приблизительны, так как последняя перепись населения проводилась еще в 1989 г.) Прибавим к этому потерю работников от длительной безработицы: утрата квалификации наступает в среднем через год вынужденного безделья и безуспешных поисков работы (сегодня в республике средняя продолжительность безработицы - 23 месяца). Кроме того, у нас остро не хватает людей, умеющих работать качественно. Причина очевидна – ни работодатели, ни работники чаще всего не готовы к полноценным рыночным отношениям.  

Напрашивается вывод – рынок труда к инвестициям не готов, более того, в определенном смысле это тормоз для активизации инвестиционных процессов. А если рынок к инвестициям не готов, то они могут и не состояться или не дадут ожидаемого результата. 

Что может и должно сделать государство в этих очень сложных условиях. Прежде всего, разработать комплексную программу действий в социально-трудовой сфере - концепцию рынка труда и меры по ее реализации. То есть создать в Молдове эффективный и цивилизованный рынок труда, оперативно обеспечивающий работодателя рабочей силой, необходимой квалификации, а работника – работой и достойной заработной платой.  

С решением проблемы занятости будет решена и проблема устойчивого экономического роста и сокращения бедности.