index.1.jpg (3032 bytes) Очерк 15 ноябрь 2003

Молдова – Приднестровье: стычка экономических интересов
Галина Шеларь

Молдова и Приднестровье еще в далеком 1999 году согласились на формулу «общее государство» и 5 общих пространств – правовое, экономическое, таможенное, оборонное и культурное. Дальше, казалось бы, дело техники – работа над документами. 

Но вышло иначе. Отзыв в 2001 г у Приднестровья права пользования таможенными печатями Республики Молдова «материализовался» в понятии «экономическая блокада». Постепенно нарастая, обострение все более усиливалось в течение 2003 г., хотя стороны по-прежнему согласны в том, что реинтеграция страны – единственно возможный путь, как к разрешению конфликта, так и к обеспечению экономического возрождения обоих суб-регионов. Для достижения этой цели начата разработка Конституции объединенного государства. И, тем не менее, накал страстей, в определенном смысле, сравним с ситуацией предшествовавшей противостоянию 1992 года, но теперь на авансцене уже не проблемы духовные - языка или истории, а интересы материальные: кому принадлежит собственность и кто будет регулировать финансовые потоки? И потому нынешнее обострение ситуации не менее опасно, чем то, в начале 90-х гг.

 

Настаивая на своих правах, стороны как бы соревнуются в нагромождении запретительных санкций для экономических агентов и населения другого берега. И это при том, что еще в 1992 году, после «горячей» фазы конфликта было договорено – «конфликтующие стороны считают недопустимым применение любых санкций и блокад. В этом контексте будут незамедлительно устранены любые помехи на пути движения товаров, услуг и людей».

 

Методы, при помощи которых обе стороны в последние месяцы пытаются обеспечить эти экономические свободы вызывают, по меньшей мере, удивление. Напомним их.

 

Акт первый: весна – лето 2003 года: 

·    15 мая 2003 года таможенным департаментом Республики Молдова и государственной таможенной службой Украины подписан Протокол о взаимном признании товаротранспортных, коммерческих и таможенных документов, в результате реализации которого с 25 мая 2003 года Украина прекратила пропуск на свою территорию грузов с таможенным обеспечением Приднестровья;

 

·    12 июня 2003 года Правительством РМ введена временная (до 01.01.2004) регистрация экономических агентов Приднестровья в соответствующих органах Молдовы.

Эти действия были расценены администрацией Приднестровья как ужесточение «экономической блокады» и претензии Кишинева на собственность суб-региона и приняло ответные, также запретительные, меры: 

·    1 июля 2003 - прекращение подачи газа за финансовые задолженности в левобережные села Днестра Моловата и Кочиеры, находящиеся под юрисдикцией РМ;

 

·    14 июля 2003 г. – указом И. Смирнова для всех групп товаров, ввозимых из Республики Молдова, устанавливается специальная пошлина в размере 100% от таможенной стоимости ввозимых товаров;

 

·    18 июля 2003 г. - указ «О создании режима наибольшего благоприятствования в торгово-экономических отношениях с Украиной».

Далее, при взаимных обвинениях в «глушении» создалась совершенно абсурдная ситуация с разрывом, начиная с середины сентября 2003 года, телефонной связи между Молдовой и Приднестровьем, что наносит немалый ущерб и экономическим агентам, и населению. И это в Европе?!

 

Акт второй – осень 2003 года: 

·    15 октября 2003 г. – решение Правительства РМ о создании стационарных внутренних таможенных постов для применения правил таможенного контроля по отношению к товарам, поступающим из Приднестровья;

 

·    4 ноября 2003 г. – приостановление участия приднестровской стороны в заседаниях Объединенной контрольной комиссии.

Результатом всех этих действий по «изоляции», «принуждению к согласию» и т.д. явилось значительное сокращение взаимной торговли между суб-регионами, уход экономических агентов обоих берегов Днестра в теневую экономику и, как следствие, активизация контрабанды и коррупции. Неожиданная, на первый взгляд, вспышка противоречий на фоне переговорного процесса в немалой степени определяется и тем, что впервые после 1992 года в явном виде затронуты экономические интересы так называемых элит – старых и новых, определенных «бизнес - групп» на обоих берегах Днестра.  

Поскольку тайное стало явным – доминируют экономические интересы – пришло время активизировать поиск «точек соприкосновения» прежде всего в экономической сфере. Проблемы-то, стоящие перед Молдовой и Приднестровьем, – схожие. И разумнее было бы сообща искать возможные пути их решения.

 

Так, повышение уровня жизни населения и обеспечение устойчивого экономического роста – стратегические цели в развитии экономик обоих суб-регионов. Восстановление реального сектора и в Молдове, и в Приднестровье проходит медленно, назрела необходимость в проведении «второй волны» реформ, как в промышленности и аграрном секторе, так и в социальной политике. При этом для обеих сторон существуют жесткие бюджетные ограничения, связанные с необходимостью поддержания социальной сферы, с одной стороны, и снижения налогового бремени в целях поощрения предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций, с другой.

 

Ситуация осложняется еще и тем, что и для Молдовы, и для Приднестровья остра проблема обслуживания внешней задолженности и, как следствие, «двойной дефицит», как бюджета, так и платежного баланса. Такого рода проблемы присущи многим экономикам переходного типа, но их легче было бы решать в рамках «общего государства» вовлеченного в процессы стабилизации и реконструкции экономики всего региона Юго-восточной Европы.

 

Внешние факторы, чем дальше, тем больше, могут способствовать сбалансированному, а главное, цивилизованному разрешению конфликта. Это, прежде всего, расширение Европейского Союза на восток и обусловленная этим его политика по отношению к будущим «новым соседям». Причем, если РМ станет непосредственным «соседом» ЕС не ранее 2007 г., для России, Украины и Белоруссии это произойдет уже в следующем 2004 г. Более того, сегодня понятие «единое европейское экономическое пространство» все больше выходит за рамки даже расширенного ЕС. Прежде всего, это связано с изменением характера взаимоотношений России и Украины с европейскими странами, углублением и расширением экономического партнерства. Бесспорно, что такое партнерство усилится с вступлением этих стран в ВТО и реализацией соглашения о едином экономическом пространстве 4-х крупнейших стран СНГ – России, Украины, Белоруссии и Казахстана, подписанном в сентябре 2003 г. Тот факт, что именно эти страны являются главными и общими для обоих суб-регионов Молдовы торговыми партнерами, безусловно, скажется как на отношениях с ними «общего государства», так и на взаимоотношениях между суб-регионами. 

«Политико-экономическая» напряженность между Молдовой и Приднестровьем, усилившаяся весной – осенью 2003 г., негативно отразилась на взаимной торговле: согласно данным Приднестровского республиканского банка, в первом полугодии 2003 г. доля Республики Молдова в общем объеме внешней торговли Приднестровья упала до 9% (самый низкий показатель за последние годы). Любопытно, однако, что особенно сильно сократились поставки из РМ в Приднестровье, тогда как объем товаров, поставляемых в Молдову, даже увеличился на 24%. А рост экспорта из Приднестровья в Россию и Украину составил, соответственно, 300 и 84%%. Небезынтересно, что согласно прогнозу социально-экономического развития Приднестровья на 2004 г его основными торговыми партнерами в СНГ останутся Россия и Молдова (38.5% всего внешнеторгового оборота), и это в ситуации, когда с Украиной созданы льготные условия - украинские товары (за исключением подакцизных) не подлежат обложению таможенными пошлинами, а товары из РМ облагаются специальной 100% пошлиной.  

Выходом из сложившейся ситуации, которая наносит немалый ущерб и экономике Молдовы, и экономике Приднестровья, может быть только взаимный компромисс, начиная с решения проблем экономического характера. Думается, что этот компромисс должен быть реализован в течение начального этапа переходного периода реинтеграции, что было зафиксировано еще в проекте соглашения об урегулировании, предложенного ОБСЕ (июль 2002 г., Киев), но так и не реализовано. 

Разблокировать экономические «завалы» через официальные каналы переговорного процесса пока не удается. Наверняка принесло бы пользу подключение предпринимателей и неправительственных организаций к обсуждению экономических аспектов взаимоотношений Молдовы и Приднестровья. Аспекты эти у всех на слуху: собственность, приватизация, финансовые потоки, таможенные процедуры, регистрация и налогообложение, свободное передвижение людей. 

Почему бы не обсудить возможность подписания сторонами документа, фиксирующего положения о том, что до принятия Конституции «общего государства»:  

·    гарантируется уважительное отношение к собственности, находящейся на территории обоих суб-регионов, при соответствующих взаимных гарантиях, что собственность будет ими эффективно использоваться и управляться, с учетом как собственных интересов, так и интересов будущего «общего государства»;

 

·    в переходный период экономики суб-регионов будут функционировать в рамках существующего правого поля, соответственно Республики Молдова и Приднестровья.

Предложения эти, понятно, подлежат обсуждению. Но их принятие во многом бы разрядило нынешнюю взаимо-подрывную и во многом абсурдную ситуацию.