index.1.jpg (3032 bytes) Очерк 12 сентябрь 2003

Бюджет со многими неизвестными
Анатолий Гудым

На сайте Правительства, www.moldova.md, в начале сентября появился проект государственного бюджета Республики Молдова на 2004 год. И это хороший пример «гласности». Поскольку в Парламент этот проект поступит лишь в октябре, а затем последует его обсуждение законодателями, у всех нас, именуемых теперь «гражданским обществом», есть возможность поучаствовать в этом действе. 

На первый взгляд, проект Б-2004 поражает оптимизмом. Бюджет предусматривается бездефицитным. Как и прежде, он отличается «социальной ориентацией» - на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, науку и культуру направляется 38,7% всех расходов. Кроме того, для увеличения заработной платы работникам бюджетной сферы предусмотрено 340 млн. леев. Есть намерение уменьшить налоговое бремя: налог на доходы намечено сократить с 22 до 20%, а отчисления в фонд социального страхования – с 29 до 27%. Не забыто и село. Создается фонд субсидирования сельхозпроизводителей – 30 млн. леев. 

И все это на фоне позитивных макроэкономических ориентиров следующего года – прироста ВВП в 5,0%, малой инфляции – 4,5% и курса национальной валюты в 15,2 лея за 1 долл. США. 

Откуда же будут доходы? Большая часть их (65,0%) как и прежде будет получена от НДС и акцизов. Неналоговые поступления составят всего 421,5 млн. леев. В контрасте с бюджетами европейских стран поступления от налогов на землю и недвижимость весьма мизерны – всего 4,2%. Кроме того, Министерство финансов надеется на гранты от доноров (289 млн. леев) и выручку от приватизации – 304 млн. леев. 

После ознакомления с проектом Б-2004 невольно возникает сочувствие к его разработчикам, Правительству и, в конечном счете, к самочувствию страны в следующем году. В проекте Б-2004 слишком много «неизвестных величин». Основные вопросы к нему:

·    Будет ли внешняя финансовая поддержка стране? Сколько и от кого? И как рассчитаться с прошлыми долгами? В проекте бюджета предусмотрено на эти цели 371,9 млн. леев (24,5 млн. долл. США), что в 3 раза меньше предстоящих платежей;

·    Насколько эффективным для активизации экономики окажется снижение ставок налогообложения? Не дестабилизирует ли это доходную часть бюджета?

·    Удастся ли сократить теневую экономику (по оценке Департамента статистики она дает не менее 1/3 ВВП), особенно в ее наиболее злачных оазисах – алкоголь, табак, бензин, лекарства, недвижимость и экспортно-импортные операции?

·    Что удастся приватизировать? «Молдтелеком»? Электрораспределительные сети на севере?  Винзаводы? «Зориле» или «Виорику»? В нынешнем году это не получилось;

·    Нужно ли нам и дальше увеличивать расходы на содержание государственного аппарата? Не следует ли еще в этом году ввести в действие «план В. Иовва» по реорганизации структуры и функций Правительства? Ведь аппарата некоторых из отраслевых министерств «съедает» за год больше денег, чем вносят в госбюджет «подведомственные» им предприятия! И что это за качество госаппарата, когда из 32 новых районов только 14 представили в срок, 1 августа, Минфину проекты районных бюджетов?

·    Как будет обеспечено повышение заработной платы при том, что сумма задолженностей по заработной плате уже составляет 176,5 млн. леев (12,7 млн. долл. США), увеличившись за последний месяц на 23,9 млн. леев? Каковы источники финансовых ресурсов (211.7 млн. леев) для социальных компенсаций некоторым категориям населения (инвалиды, ветераны войны, многодетные семьи и др.)? В нынешнем году на это ушло около 14,0 млн. долл. США, и большую часть их обеспечивали Европейская комиссия, Агентство США по международному развитию и другие доноры.

По всему видно, что проект Б-2004 сверстан с трудом. Его социальная ориентация – от бедности. Другие страны составляют «бюджеты развития». Мы же на инвестиции предусматриваем всего 90 млн. леев (1,7% расходов!), а на научные исследования – 66 млн. леев, в т.ч. Академии наук – 3,2 млн. леев, что меньше, чем на содержание некоторых министерств. 

Стартовый вариант Б-2004 – дитя Министерства финансов. Участие других государственных структур, включая Министерство экономики, в его подготовке было минимальным. Примечательно, что и в самой структуре расходов госбюджета Министерство финансов находится в почетном разделе 1 – „Servicii de stat cu destinaţie generală” (вместе с Парламентом, аппаратом Президента и Государственной канцелярией Правительства), а Министерство экономики, как бедный родственник, – после всех отраслевых министерств в завершающем разделе 19 – „Alte servicii legate de activitatea economică”

Между тем, полагалось бы, чтобы участие Министерства экономики как головного в стране ведомства по экономической политике было решающим при разработке идеологии и основных пропорций Б-2004. Для пользы дела Министерству финансов, хорошо владеющему техникой составления и исполнения бюджета по схеме «приход-расход», необходим партнер и оппонент. 

Правды ради, следует признать, что Министерство экономика само поставило себя в столь унизительное положение. Оно еще весной, до 31 марта 2003 г., как было согласовано с МВФ и Всемирным банком, должно было завершить работу над Стратегией экономического роста и сокращения бедности на 2004-2006 гг. В этом случае Б-2004 явился бы инструментом на первый год реализации этой стратегии и был бы увязан с решением ключевых проблем этой среднесрочной перспективы. 

Поскольку Стратегии экономического роста и сокращения бедности нет и по сей день (осенью обещают обсуждать ее с гражданским обществом), а госбюджет на 2004 год составлен автономно, возможны два варианта развития событий:

  1. Парламент быстро и формально обсуждает и утверждает Б-2004, понимая, что в нем столь много «неизвестных величин», что в процессе его исполнения, как и в 2003 году, неизбежно придется вносить многочисленные изменения и дополнения;
     
  2. Рассмотрение бюджета затянется до конца года, а утверждение его произойдет уже в I квартале 2004 года. В этом случае, можно будет обсудить реалии и неясные позиции Б-2004 с осенними миссиями МВФ и ВБ, другими донорами, а может быть и предпринять, наконец, более решительные действия по запуску в стране «второй волны» реформ и практического участия Республики Молдова в процессах европейской интеграции.

Второй вариант, понятно, более предпочтителен. Но для его реализации необходима совместная творческая работа Парламента и Правительства, а не только Министерства финансов. Ясно одно: нас всех ожидает очень непростой в финансовом отношении год. 

Интрига состоит в том, что бюджетные проблемы страны угрожающе усиливаются на фоне бодрых, согласно статистике, темпов прироста ВВП: +2,1% в 2000 г., +6,1% в 2001 г., +7,2% в 2002 г. и не менее 7-8% в нынешнем 2003 г. Прогноз на 2004 год как у Правительства (+5,0%), так и у внешних экспертов (+4-5%) также оптимистичен. О дефолте пока никто не говорит. И в самом деле, может быть, опять пронесет? И мы еще раз убедимся в жизненности старого лозунга: «Нет таких крепостей, которые бы не брали большевики»?!